« Тихая моя Родина…..» По произведениям Н.И.Рыленкова

« Тихая моя Родина…..»
По произведениям Н.И.Рыленкова




Дубровская средняя школа №1
Учитель: Ильенкова Надежда Ивановна

Тема урока: « Тихая моя Родина…..» (по произведениям Н.И. Рыленкова)
Цель урока: воспитание любви к родной природе, к Родине, воспитание чувства прекрасного, эмоционально- образное восприятие стихов.



Оборудование урока:

I. Запись на доске:
« Я понял, что природа есть Родина. Все мне лучшее дано в нерукотворной природе. И когда мне надо, я замираю в лесу, так затихаю, что вижу, как поднимаются прижатые землей травы, слышу, как трескается почка и как, прыгая, шлепается первая проснувшаяся лягушка».
М.Пришвин


«Любование природой есть следствие любви к ней, а любовь к родной природе - один из вернейших признаков любви к своей стране».
Н.Паустовский


«Теперь, когда у меня поседела голова, я твердо знаю, что если мне удалось сказать, хоть какое-нибудь слово о природе так это потому, что я с детских лет ходил за плугом, а в юности умел посеять ниву».
Н.И.Рыленков



2.Видеозапись
« В Рыленковском музее Тюнино. Рогнединский район»

3.Слайды
Природа родного края.

4. Музыка. Подготовительная работа
I.Пресс –группа: Анисина Т, Линник Л, Менчикова М. (разрабатывают памятку «Как готовить выразительное чтение стихов») Пресс –группа оценивает чтение стихов учащихся
2.Художники – оформители: Белоусова Т., Бондарева Л, Дороденкова Т. (продумывают оформление поэтического сборника» Тихая моя Родина» по произведениям Н.И. Рыленкова, оформляют этот сборник)
3.Редакция: Марина С., Говенько Н., Сорокина Л (отбирают стихи о природе; рекомендуют их учащимся)

Ход урока
1. Объявление темы урока внеклассного чтения, выяснение смысла, который поэт вкладывает в слова «Тихая моя Родина…». Чтение учителем стихотворения Н. Рубцова «Тихая моя Родина…». (Главное: природа – есть Родина, скромная, неброская, любимая).
2. Учитель: Что вы знаете о Н. И. Рыленкове? Коротко о писателе: Н.И. Рыленков родился в деревне Ломны, Смоленской губернии в 1909 году. С 1920 по 1925г. учился в Тюнинской школе. Очень скупо рассказывал о своем сиротском детстве, юности. Он рано потерял мать и отца. То была незаживающая рана.
«Я помню руки матери моей, и я хочу, чтоб повторяли дети».
«Натруженные руки матерей, святее вас нет ничего на свете».
«Руки матери» 1944г.
Когда разрозилась война – неожиданная, страшная, непонятная, Н. И. Рыленков вместе с Н. М. Гребачевым ушли на фронт добровольцами.
Н.И. Рыленков командовал взводом в саперском батальоне, минировал поля, а в промежутках между боями писал стихи. Всю свою сознательную жизнь жил и работал в Смоленске, возглавляя писательскую организацию. В любви к Смоленску он объяснялся всегда:
«Люблю Москву в её красе и блеске
И многие другие города.
А на вопрос, где я живу: «В Смоленске»,-
Я отвечаю с гордостью всегда».
Он никогда не изменял своему городу, даже тогда, когда его избрали секретарём Союза писателей Российской Федерации, не изменил смоленской земле, не переехал в Москву. В последний путь провожал его весь город.
Настоящий поэт не умирает, он живет в своих стихах, в памяти близких, друзей. Живет он в памяти педагогов и учащихся Тюнинской школы Рогнединского района.
Я предлагаю вашему вниманию видеозапись «В Рогнединском музее» (10 минут).
3. Показ видеозаписи.
4. Учитель: Н. И. Рыленков очень любил природу. И все-таки из всех времен года всего больше, по-видимому, милы в душе поэта весны и зимы.
Н. И. Рыленков был слишком русским, чтобы не любить наших снежных зим, всегда неповторимых весен. А еще обладал редким качеством: умением видеть, вглядываться, вдумываться, сопоставлять, размышлять.
В апреле 1979 года шла обычная телепередача « Советский Союз глазами зарубежных друзей». Посетившим нашу страну задали вопросы: « Что запомнилось? Понравилось? Одна из журналисток сказала, что о России можно говорить только стихами. И по-русски прочла:
« Все в тающей дымке». (наизусть)
Давайте и мы всмотримся и вслушаемся в природу. В.Ф. Хилькевич любезно предоставил нам слайды о родной природе, талантливо снятые им в нашей тихой Родине.
5. Учащиеся читают стихи – это домашнее задание.
Стихи ребята читают по трем группам: о зиме, весне, лете и осени. (Учитывается выразительно-эмоциональное чтение стихов). Пресс-группа оценивает чтение стихов и в конце урока анализирует и ставит оценку за чтение стихотворений.
6. Беседа:
- Что сказано в стихотворениях Н.И.Рыленкова о временах года, о тихой нашей Родине, о деревьях, траве, поведении птиц?
- Каким настроение они проникнуты?
- Какие ассоциации возникли у вас при чтении стихов, какие строчки, приметы родных мест показались вам особенно запоминающимися?
7. Учитель: в 60-е годы Н.И.Рыленкова критиковали за пейзажную лирику, дескать, все природа и природа, а где же гражданность?
Н.И. Рыленков писал:
Критик мой нахмурится сурово,
Отгоняя даже тень улыбки:
«Как тебя я не учу, ты снова
Повторяешь прежние ошибки.
Пишешь все пейзажи, да пейзажи,
Луг в цвету, березку в поле дальнем.
Пусть все это мило, но нельзя же
Быть в наш век таким неактуальным?
-Согласны ли вы с мнением этого критика?
Учитель: В поэзии издавна осень, зима, весна, лето всегда означает нечто большее, чем обычные времена года. Они связаны с пробуждением и расцветом жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали.
Тихая наша Родина, ее природа привлекала поэтов своей скромной красотой, в ней нет показной красоты, она полна спокойствия и раздолья, степенности и величия. Это удалось сделать Н. И. Рыленкову. Спасибо ему за это. Как бы подведя итоги прожитого Н.И. Рыленков писал: «Теперь, когда у меня поседела голова, я твердо знаю, что если мне удалось сказать, хоть какое-нибудь слово о природе так это потому, что я с детских лет ходил за плугом, а в юности умел посеять ниву».
(Цитата написана на доске)
8. Подведение итогов. Слово пресс-группе.
9. Задание на дом: с. 303-307. выучить наизусть стихотворение, которое наиболее близко вашему настроению.
«Я понял, что природа есть Родина.
Всё мне лучшее дано в нерукотворной природе.
И когда мне надо, я замираю в лесу,
так затихаю, что вижу, как поднимаются прижатые
землёй травы, слышу, как трескается почка и как, прыгая
шлепается первая проснувшаяся лягушка».

М.М.Пришвин



…Тихая моя Родина,
Я ничего не забыл.
Новый забор перед школою,
Тот же зелёный простор
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!
Школа моя деревянная!..
Время придет уезжать –
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать,
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь

Н.Рубцов

Стихи о природе Н.И. Рыленкова

У наших зим – особенная прелесть:
Под вечер успокоится пурга
И хлынет свет, как будто загорелись
Закатом подожженные снега.
Сидит ворона на дубу жар-птицей,
Стоят оградой терема – леса,
И, кажется: вот-вот начнут твориться,
Как в мудрой сказке, чудеса.

«Старик – годовик» (отрывок)

Мерцая в дымчатом тумане,
Заводят тени карусель.
Ты в бор вступаешь.
На поляне
Луна сквозные стелет ткани,
Под облака уходит ель.
Она стоит в застывшем блеске,
Не шелохнется до утра
На ней, от синей хвои резки
Висят граненые подвески
Из хрусталя и серебра.
Ты глаз с неё не сводишь.
Вот он
Час русских сказок, час чудес.
Клубок серебряный размотан,
И в чащу дальше не ведёт он,
Как лунный луч, из рук исчез
-------------------------------------------------
Хороша погода зимняя,
Снег вчерашний чуть примят,
В лунном свете, блеском инея
До краев наполнен сад.
Ускоряют шаг прохожие,
Ветер тени гонит прочь,
Отчего, скажи, тревожнее
Бьётся сердце в эту ночь?
А вокруг всё как во сне бело
Слышишь только ветки дрожь,
Что тут было, чего не было,
Хоть убей не разберешь.
Что сбылось, о чем мечтается,
Что тревожит в час иной?
Всё в один узор сплетается
Словно иней под луной.

С утра мороз, а днём стреха косая –
Звенит капелью, птиц сводя с ума –
В такой февральский день родился я,
Когда с весной встречается зима.
Открыл глаза под перезвон капели,
И стали мне свивальники тесны,
Не потому ль душе моей доселе
Всего милей предчувствие весны.

Весны предчувствие росло,
Шумело первыми громами.
Спать не давало мне ночами
И уводило за село.
Бродить, пока не рассвело.
С двустволкой верной за плечами
Я не хотел снимать ружья,
И стай пролетных не пугая,
К туманно синей кромке гая
Спешил, дыханье затая.
Кого хотелось встретить мне,
Опушка чем звала лесная?
Я шел, и сам того не зная,
На встречу будущей весне,
Чтоб где-нибудь на талом дне
Присесть, рассвета ожидая.

Люблю те дни, когда,
Полна счастливой дрожи,
Весна спешит обжить
Открытые поля
В такую пору мне
И ближе и дороже
Зеленой дымки
Вечерних придорожий,
Где слиты вздох земли
И вздох зари похожей,
Где льётся в душу мне
Лазурная струя,
А робкая ещё запевка соловья
Возникнув вдруг, бежит,
Как холодок по коже.
В саду всю ночь костры горят…
Там тёплый дым, пахуч и розов.
Укутал яблони до пят,
От майских утренних морозов,
Садовник знает, как жесток
Весенний утренник бывает,
Что чуть открывшийся цветок,
Своим дыханьем убивает.
И я недаром мудрость чту,
Тех, кто сады хранит весною:
Нежней, чем яблоня в цвету,
Ты вновь встаешь передо мною.
Нырнет, как сера утица,
Весна теплом утешена
И верба вдруг распустится,
И зацветет орешина.
Протянут руки, млеючи
Апрелю синеглазому,
И ты встряхнешь все мелочи,
Что накопились за зиму.

Над густой березою
За большой дорогою
Уронила молнию
Дальняя гроза.
Тихо косу русую
Я рукой потрогаю
Да в твои глубокие загляну глаза.
Небо подымается вымытое дочиста,
Вспыхивает искрами синего огня,
Притаив дыхание, вслушиваться хочется,
Как за влагой тянутся с хрустом зеленя
Будьте, зори, теплыми –
Словно в детстве рады мы
Попросить опять,-
Чтоб хлеба не гнулись бы
Под сухими ветрами,
А старались косами до неба достать.

Капелей прозрачные кисти
Развесил по яблоням дождь
И в птичьем взволнованном свете
Горячая слышится дрожь.
Дорожка струится, как речка,
Тропинки ручьями журчат.
По мокрым ступенькам с крылечка
Сбежишь ты в очнувшийся сад
В густые кусты у калитки
Как в волны, нырнешь с головой,
Чтоб тут же намокнуть до нитки,
Обдавшись водой грозовой.
Всю щедрость почувствовать лета
И то, что с тобой навсегда,-
И синь первозданная эта,
И эта живая вода…

Край родной! Забыть ли дни каникул,
Косарей, собравшихся к костру,
Синий бор, где ты кукушку кликал,-
Юности бессонную сестру,
Где проснувшись в звонкий час рассвета
Становился с косарями в ряд.
Но проходит, не уходит лето,
Слёзы зорь в брусничнике горят.
Луг давно подкошен, жито сжато,
Журавли на юг летят, трубя,
И выходят сверстники ребята
Провожать на станцию тебя,
Голоса весны в окно стучатся,
Синева звенит над головой,
Знаешь ты, что нет на свете счастья,
Выше счастья - долг исполнить свой.



Hosted by uCoz