Урок внеклассного чтения по исторической повести Н. М. Карамзина «Марфа посадница». 8 класс.
Из опыта работы Ильенковой Надежды Ивановны, учителя русского языка и литературы Дубровской СОШ №1, п. Дубровка, Брянской области.
Урок внеклассного чтения по исторической повести Н. М. Карамзина
«Марфа посадница». 8 класс.
Тема урока: «Марфа – посадница-героическая Россиянка, вышедшая из домашней неизвестности на театр народной жизни».
Н.М.Карамзин
Цель урока: познакомить уч-ся с исторической повестью, которая «заинтересовало общество 19 века», с повестью, которая сохранила «интерес исторический» до наших дней; раскрыть героический характер «героической россиянки» 15 в. Привитие любви к Отечеству.
Оборудование урока:
а) цитаты из высказываний Н. Карамзина: «Хочу запечатлеть память русского геройства в несчастиях, поскольку именно они более всего открывают силу и характер людей и народов».
Н. Карамзин
б) Вопросы для обсуждения (даны заранее)
в) Репродукция картины И. Репина «Марфа у Феодосия».
г) выставка книг, которыми пользовались уч-ся при подготовке к уроку: «История государства Российского» Н. Карамзин, «История Российского государства» А. Соловьев, «Историческая энциклопедия», т.п. Журнал «История в школе», Н. Карамзин «Наталья, боярская дочь», «Бедная Лиза», «Марфа посадница».
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Русская литература принадлежит по праву к одной из наиболее исторических литератур мира. Это особенно характерно для «самого литературного столетия в истории России - 19 века». Историческое прошлое стало тогда для русских писателей поистине неиссякаемым источником. Впервые в 19 веке русская история была глубоко осмыслена и, можно сказать, даже заново пережита. Одним из первых авторов интересных и значительных историко-художественных произведений был Н. М. Карамзин и его историческая повесть «Марфа-посадница».
Повесть написана 200 лет назад, в 1803г., а рассказывает о событиях 15 века. Перенесемся мысленно в 15 век.
-Великий Новгород и Москва. Марфа-посадница (Борецкая) и Иоанн III Васильевич. Что мы знаем об этой эпохе?
Две группы учащихся готовили сообщения из «Исторической энциклопедии» об Иоанне 3 Васильевиче, о Марфе Борецкой. Сообщения были интересны и содержательны: уч-ся рассказывают о том, что Марфа - исторически существующее лицо, она вдова посадника Исаака Борецкого, по своему богатству была третьей в Новгородской республике. Она выступала против присоединения Новгорода к Москве. Двое сыновей погибли, защищая землю Новгородскую, а Марфа была сослана в монастырь, где умерла по неизвестной причине.
Иоанн III Васильевич много сделал для укрепления Русского государства, построил Успенский Собор в Москве, объединил разрозненные княжества в Российское государство, положил конец монголо-татарскому игу.
Один из уч-ся делает сообщение о том, что Новгород был великим городом, одним из самых красивых городов Европы.
Он не был под гнетом монголо-татар, поэтому разрушение не коснулось его. Новгородской Республикой правило Вече (народное собрание), куда допускались лишь мужчины. Посадники избирались из числа лучших дворян. Исаак Борецкий-посадник Новгорода и Марфа, его жена, - исторические лица. Марфу допускали на вече, т.к. она осталась вдовой, к тому же она была сильной, волевой, властной женщиной.

/Из «Истории государства Российского» Н. Карамзин/.
-Почему Н. М. Карамзин называет свою повесть «Марфа-посадница». Обратим свое внимание на репродукцию картины И. Репина: «Марфа и Феодосия». Опишите ее,
Уч-ся высказывают предложения о том, что писателя очень заинтересовала судьба женщины, которая посмела выступить против царя, сумела повести за собой народ. Неслучайно и художник И. Репин рисует Марфу статной, красивой женщиной. Она красива не только внешне, но и внутренне. Сколько одухотворённости, силы мы видим у Марфы. За такой женщиной пойду все: и стар и млад.
-Вспомним начало повести.
-В Новгород приезжает посланник Иоанна III и выступает на Вече, он призывает к присоединению Великого Новгорода и Москвы.
-Зачитаем отрывок из его речи и ответ Марфы посланнику.
В чём трагизм поединка?
Уч-ся зачитывает. Отрывок из речи.
Карамзин Н.М. «Марфа - посадница” М. 1970г.с.10-11 от слов «Потомки славян великодушных…»
Одна группа уч-ся работала со статьей исследователя творчества Н. Карамзина и Макагоненко.
/Из ответов/
Трагизм поединка в том, что каждый оказывается правым, у каждого своя правда, которая подтверждается историей. Прав Холмский, требуя от новгородцев подчиниться Иоанну во имя России. «Земля русская воскресает» она освобождается от ига татарского. Кончается гибельное для России разделение государства. Иоанн уже соединил все княжества под своей державой и признан «властителем земли русской, а потому Новгород должен отказаться от своей независимости и «возвратиться под сень отчий». Права и Марфа, отстаивающая святыню Новгорода – его свободу, республиканский строй. Россия бедствует, говорит Марфа, но в этом повинны князья, ввергнувшие в междоусобную войну, не сумевшие противостоять татарам, постоянно разорявшие народ. Новгородцы» счастливы и виновны, ибо дерзнули повиноваться законам своего блага» и сохранить драгоценное достоинство народное. Именно свобода Новгорода была источником счастья и благоденствия народного. Марфа гордо и смело перед лицом противника призывает народ: «Будь всегда достоин свободы и будешь всегда свободным! Небеса правосудны и ввергают в рабство одни порочные народы. Не страшись угроз Иоанновых, когда сердце твое пылает любовью к отечеству и святым уставам его, когда можешь умереть за честь предков своих и за благо потомства». На примере истории Карамзин хочет убедить читателя, что человек не властен над обстоятельствами своей политической жизни, не может жить по тем Законам, который несут ему благо, что он оказывается или жертвой, или слепым орудием некого «закона», который повелевает одним мужественно отстаивать свою свободу и погибать, а другим смело сокрушать свободу Новгорода, выполнять свой долг и распространять рабство на жителей вольного города. Убеждая читателя в действии этого закона, Карамзин не славит грубую силу самодержавия, но скорбит о судьбе побежденных. Они правы, когда защищали свои «древние уставы» свободы, и виноваты, когда ослушались воли русского монарха.







-Почему Марфа, некогда робкая и боязливая, «волнует народ, как море?» Какая сила дала ей власть над умами граждан новгородских?
Ответ ребята нашли в тексте. Зачитывают от слов «Кто ныне узнает мать вашу? Некогда робкая и боязливая, уединенная, с смелою твердостью председательствует теперь в совете старейших, является на лобном месте среди народа»…
До слов: «Так Ольга любовью к памяти мужа заслужила бессмертие», так Марфа будет удивлением потомства, если злословие не омрачит дел ее в летописи».
Иными словами, изменила Марфу любовь к мужу, любовь к отечеству, - считают ребята.
- Как раскрывается русский национальный характер «Марфы - посадницы»?
а) патриотизм, героизм Марфы.
б) Марфа – мать семейства новгородского, вместе с народом в счастье и горе.
в) Марфа все принесла в жертву своему народу.
г) гибель Марфы - суровый упрек монарху.
Учащиеся пересказывают эпизоды из повести: Марфа вдохновляет воинов Новгородских на битву против войска Иоанны, открывает свои закрома и все отдает народу, чтоб люди не умерли с голоду.
Гибель любимых сыновей, зятя переживает Марфа, она горюет также, как и другие новгородцы. Она всегда с народом: в горе и в радости, не стыдится встать на колени перед народом, чтобы в последний раз уговорить идти на битву с войском Иоанна.
- Зачитывается сцена казни Марфы,
От слов: «Наконец, железные запоры упали и врата Борецких растворились: выходит Марфа в златой одежде и в белом покрывале»…
До слов: «с величественным унынием опустила взор свой на граждан… приближалась к орудию смерти и громко сказала народу: «Подданные Иоанна! Умираю гражданкою новгородскую!... Не стало Марфы».
Учитель: «Н.М. Карамзин в начале повести прибегает к «уловке», он якобы является лишь издателем найденного им манускрипта, автор, якобы даже и не винил Иоанна, уничтожившего свободу Новгорода, это делает честь его справедливости, хотя иногда кровь новгородская в нем играет.
Трудно не заметить, как играет «кровь новгородская» у самого Карамзина, когда он описывает подвиг Марфы.
-Почему Н.М. Карамзин сознательно отступает от исторической правды?
Группа ребят, работавшая с ст. И. Макагоненко, делает вывод:
Сознательно отступая от правды, Н.М. Карамзин описывает казнь Марфы, хотя в действительно она была сослана в монастырь. Казнь Марфы нужна Карамзину для еще большей героизации ее образа, для раскрытия во всей полноте величия духа русской женщины, преданной свободе. Гибель Марфы – суровый упрек монарху.
Заслуживает внимания и концовка повести, примечание «издателя». Боярин Холмский в присутствии Иоанна от его имени произносит клятву… «польза народная во веки веков будет любезна и священна самодержцам российским – или да накажет бог клятвой отступников. Да исчезнет род его, и новое, небом благословенное поколение да властвует на троне по счастью людей». К этим словам Карамзин делает пометку «Род Иоаннов пресекся». Многого стоит такое примечание.
Н.М. Карамзин с симпатией раскрыл мятежный характер «Героической россиянки:. В чем состоит «русский национальный» характер?
-Этот вопрос волновал просветителей 18в. Исследованием этого вопроса в значительной мере и стала повесть «Марфа – посадница, или покорение Новгорода». Устами Марфы провозглашен новый идеал человека, человека активного, сознающего, что его сердце, его будущее зависит во многом от него самого, от его поведения, от его «борьбы с обидчиками».
«Судьба людей и народов есть тайна провидения, но дела зависят от нас единственно,… человек волен только в своих делах и чувствах». Н. Карамзин.
Марфа открывает «галерею Россиянок, знаменитых в истории».
Домашнее задание: к следующему уроку прочитать повесть А.С. Пушкина «Арап Петра Великого».

Hosted by uCoz