| Исследовательская работа «Лирика М.Ю. Лермонтова». |
|
МОУ Дубровская №1 средняя общеобразовательная школа
Исследовательская работа «Лирика М.Ю. Лермонтова». ученицы 11 класса Поповой Аллы ПЛАН Вступление 1) Поэтическая звезда М. Ю. Лермонтова поднимается над горизонтом. Лирика М. Ю. Лермонтова. Первый сборник стихов, изданный при жизни поэта. 1) Принцип отбора стихов. 2) Нравственно-историческая проблема, поставленная в поэме, открывающей сборник, ("Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова). 3 3) Общественно-философское раздумье и вместе с тем обвинительный акт, предъявленный современности. Сравнительный анализ: “Дума", "Гляжу на будущность с боязнью": 4) Трагический голос поколения в стихотворении "И скучно и грустно", “Как часто пестрою толпою окружен". 5) Историческое событие, которое было увидено глазами самого народа "Бородино". 6) Идейно-художественная программа М.Ю.Лермонтова. “Кинжал", "Поэт", "Не верь себе", “Журналист, читатель и писатель" "Пророк". 7) Шедевр любовной лирики М.Ю.Лермонтова "Молитва" 8) Природа чудесного у Лермонтова. “Русалка", "Дары Терека", "Демон". Фантастическое всегда трагично. “Морская царевна ", "Спор". 9) Трагическое противоречие понятия свободы и неволи "Узник", “Сосед", “Соседка". 10) Последние стихотворения сборника Жажда свободы "Тучи", “Прощай, немытая Россия..." 11) Вершина Лермонтовкой ЛИРИКИ "РОДИНА" Лирика М.Ю. Лермонтова никогда не перестанет восхищать и волновать читателей своим героическим духом, неповторимо прекрасным содержанием, музыкой стиха. В короткой жизни Лермонтова есть одно мгновение, переоценить которое невозможно. Неизвестно, как сложился бы его дальнейший путь, если бы не страшный выстрел, прогремевший на всю Россию и до сих пор отзывающийся болью в каждом сердце. Величайший поэт России предательски убит, другой, в то время еще малоизвестный, поэт пишет на его смерть стихи. Они звучат ответным выстрелом не только по убийце, но и по тем, кто направлял его руку. Стихи вызвали горячий отклик в тогдашнем передовом обществе. Они переписывались и размножались в десятках списков, повторялись из уст в уста. Этот общественный резонанс чрезвычайно встревожил Николая, усугубившего репрессии не только к поэту, но и к людям, популяризировавшим крамольные стихи. Близкий друг Лермонтова С.А. Раевский, сосланный за распространение лермонтовских стихов, подчеркивал позже именно это обстоятельство. "Самые же стихи его, писал он, были отражением мнений не одного лица, но весьма многих ("Русское обозрение " ,1890г.№8 сгр.743). Современники, верно, оценили значение этого поэтического подвига. Прекрасно сказал об этом много позднее А.В. Дружинин: "Когда погиб Пушкин, перенесший столько неотразимых обид от общества, еще не дозревшего до его понимания,- мальчик Лермонтов в жгучем поэтическом ямбе первый оплакал поэта, первый кинул железный стих в лицо тем, которые ругались над памятью великого человека. Немилость и изгнание, последовавшие за первым подвигом поэта, Лермонтов, едва вышедший из детства, вынес так, как переносятся житейские невзгоды людьми железного характера, предназначенными на борьбу и владычество». ("Литературное наследство, т 67,М.1959г. стр.630. Публикация Э.Герштейн.) Начиная с этих дней, соединивших его имя с памятью Пушкина, поэтическая звезда Лермонтова все выше поднимается над горизонтом. Но жить ему остается всего четыре с половиной года. И в этот предельно короткий срок, отпущенный ему судьбой, он создал свои величайшие творения. В это время появляются в печати его новые стихи. Они действительно новые; мало кто знает, что Лермонтовым написано более двухсот стихотворений и около двадцати поэм, которые он держит пока вдали от глаз публики. Стихи "Смерть поэта" подняли его на огромную высоту, и он стремится оправдать доверие читателей. То, что он публикует, должно стоять на уровне этих стихов, и впрямь читатель получает один шедевр за другим. Из прежде написанного появляется в свет немногое, и только то, что он считает лучшим. Еще при жизни Пушкина Лермонтов отправляет к нему в "Современник" первое стихотворение, которое он считает достойным публикации. Но пока оно лежит в наборе, происходят трагические события, кончающиеся смертью Пушкина и ссылкой Лермонтова. И "Бородино" появляется в свет, когда его автор уже находится на Кавказе. Читатель в первых же строках стихотворения, в знаменитом "Богатыри - не вы!" угадывает ту же осуждающую мысль, которая проникает "Смерть Поэта". Первое впечатление стихотворение молодого Лермонтова не противоречило складывающемуся в глазах читателя образу, но дорисовывало его, добавляя новые черты. А.А.Краевский, ставший после смерти Пушкина одним из редакторов журнала, принадлежал к горячим ревнителям лермонтовского таланта. Он познакомился с молодым поэтом еще в 1836 году, и его отношение к нему оставалось неизменным на протяжении всех последующих лет. Он показал друзьям Пушкина-Жуковскому, Одоевскому и Вяземскому - стихи Лермонтова. Ему же принадлежит заслуга публикации "Бородина"- имя ссыльного поэта служило плохой рекомендацией в глазах тех, от кого зависело появление его стихов в печати, и Краевскому пришлось употребить немало усилий, чтобы провести стихи через все препоны. Сейчас хочется повести разговор о стихах М.Ю.Лермонтова, включенных в первый сборник, изданный при жизни поэта, последний - менее через год он погиб. В сборнике напечатано то, что сам Лермонтов считал наиболее значительным и совершенным в его творчестве. И интерес этого сборника, как авторизованного издания неоценим. Поэтому я и беру в основу своего разговора о лирике Лермонтова этот сборник. Поздней осенью 1840 года книга Лермонтова появилась на петербургских прилавках. Читатель был подготовлен к ее появлению - весь этот год лермонтовские стихи почти не сходили со страниц "Охотничьих записок". В этом же году отдельным изданием вышел "Герои нашего времени". Белинский уже опубликовал свои статьи о лермонтовском творчестве. Каким принципом руководствовался Лермонтов, отбирая стихи в свой первый сборник? Разумеется, целый ряд стихов не мог быть включен в книгу по цензурным условиям. Среди них такие, как "Смерть Поэта". Но тогдашний читатель мысленно включил в сборник недостающие стихи, и книга выглядела полнее, чем нам сейчас кажется. За исключением этих стихов, большинство произведений уже печаталось в современных изданиях. Но не все из напечатанного поэт включил в книгу. Выпали, например, из нее "Тамбовская казначейша" "Поэт" отделкой золотой блистает мой кинжал...», "Ангел". О причинах невключения первых двух можно лишь гадать, но последнее стихотворение было не лучшим образом оценено Белинским, и это, видимо, определило решение автора. Следовательно, в книгу собраны стихи, выдержавшие, как правило, критико-читательскую проверку. Но первым судьей своим произведениям был, конечно, сам Лермонтов. И все те стихи, которые мы видим в сборнике, прошли до своего появления беспощадную проверку автора. Здесь нет ни единого стихотворения, датированного ранее, чем 1836 годом. А между тем первые сохранившиеся его рукописи помечены 1828 годом. Он начал писать с 14 лет, когда учился в Благородном пансионе при Московском университете. Пишет он беспрерывно, и многие десятки его ранних стихотворений напоминают своеобразный лирический дневник, где запечатлевается каждое душевное движение, каждый неровный стук юношеского сердца. Лирический герой Лермонтова живет мечтой о подвиге, который он должен совершить. Но у этой мечты все время подрубаются крылья - Лермонтов рос в тяжкую пору николаевского безвременья, и духовное его формирование протекало под влиянием событий 1825 года и последовавшего за ними разгрома декабризма. Трагичность общественной жизни смыкалась с собственной трагической судьбой. Ранняя смерть, разлука с отцом, которого ему запрещали видеть,- таковы первые горькие впечатления детства поэта. Необходимо иметь большой запас душевных сил, обладать внутренней жизнестойкостью, чтобы не покориться обстоятельством и выйти победителем из противоборства с ними. Последующие события - смерть Пушкина, ссылка на Кавказ вплотную столкнули его с действительностью. Вырвавшись из мертвящей атмосферы высшего света, он увидел, что жизнь народа не имеет ничего общего с тем, как ее представляют в петербургских гостиных. Он проникся ее поэзией и ощутил свою слитность с ней. Его творчество приобретает еще большую человечность, неотделимую в нашем представлении от его таланта. Лермонтов рассматривал теперь себя как представителя целого поколения, живущего в эпоху безвременья, и это вызывает в нем необходимость осмысления горькой и трагической судьбы этого поколения. От романтической приподнятости, от того что позже он с такой иронией охарактеризовал в стихотворении "любил и я в былые годы...", от этих шумных бурь природы и тайных бурь страстей, Лермонтов приходит к совершенно иным творческим принципам. В основе их лежит реальный взгляд на историческое развитие жизни. И этими новыми принципами он руководствуется, отбирая по содержанию стихи в свою первую книгу: 1) "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова", 2) "Бородино",3) "Узник", 4) "Молитва” ("Я, матерь Божия, ныне с молитвою..."), 5) "Дума", 6) "Русалка", 7) "Ветка Палестины", 8) "Не верь себе", 9) "Еврейская мелодия (на Байрона)", 10) "В альбом (из Байрона", 11) "Три пальмы (Восточное сказание)" 12) "Молитва” ("В минуту жизни трудную...") 13) "Дары Терека", 14) "Памяти А.И.Одоевского", 15) "Как часто, пестрою толпою окружен...", 16) "Казачья колыбельная песня", 17) "Журналист, читатель и писатель", 18) "Воздушный корабль", 19) "И скучно и грустно", 20) "Ребенку", 21) "Отчего", 22) "Благодарность", 23) "Мцыри", 25) "Когда волнуется желтеющая нива…»,26)»Сосед», 27)»Расстались мы, но твой портрет…» 28) "Тучи". По справедливому замечанию И. Андроникова, "никто еще не выступал в первый раз с таким сборником" Собранные вместе, эти стихи дают широкое представление о могучем таланте поэта. Здесь и его творческое кредо, его размышления о жизни и любви, его философия, его взгляды на исторические судьбы России, его отношение к миру и войне, его восприятие природы. Читая стихи, невольно вспоминаешь слова Белинского о том, что поэзия Лермонтова "резко изумительное присутствие мысли в художественной форме". И чтобы с большей силой выявить свои мысли, он продумывает уже само расположение стихов в сборнике. Он отказывается от хронологического принципа построения, отказывается и от тематического. У Лермонтова вслед за "Бородином" идет "Узник", рядом с "Думой" стоит "Русалка", "Журналист, читатель и писатель" предваряет строки "Воздушного корабля". Принцип составления сборника совершенно иной, чем в наше время. Очень интересное построение... И обдуманное: поэт, открывший сборник поэмой, а закончивший его прощальными "Тучами", прекрасно сознавал значение композиции. Ведь последние стихи, подготовленные строками "Соседа", прямо дают читателю указание на судьбу поэта. И если петербуржцы и москвичи и без того знали о ней, то где-нибудь на берегах Волги или Днепра по этим стихам догадывались - Лермонтов опять в опале. Композиция гибкая, живая, неожиданная. Многие стихи по контрасту: переход от "Воздушного корабля" к "И скучно и грустно" разителен. Тем безнадежнее звучит нота холодного отчаяния в последних стихах, чем сильнее было впечатление от романтического звучания предшествовавших. После мятежного "Мцыри" следует тихая "Нива". И наоборот - вслед за "железным стихом, облитым горечью и злостью"- " Спи, младенец мой прекрасный...". Лермонтов глубоко проникает в закон музыкальной контрастности, переход от "фортиссимо" к "пиано" он производит смело и безошибочно. Он знает, что слушателя нельзя держать до изнеможения на одних громовых аккордах, где-то его восприятие притупится, и он вовремя переключает его на другую тему. Но там, где у другого поэта такое переключение выполняло бы лишь роль разрядки, у Лермонтова ничего подобного не происходит. Это не разрядка, а скорее зарядка противоположных ощущений. Лермонтов включил в свой сборник два стихотворения, выражающие его взгляды на искусство и на задачи художника. Первое - "Не верь себе, мечтатель молодой..."- негатив его основной идеи о призвании поэта. Другое - "Журналист, читатель и писатель" - развернутая литературная программа, выдвигаемая в противоборстве мнений и тенденций. Первое стихотворение появляется перед глазами читателя, когда треть книги уже прочитана. Размышления об исторических судьбах России, раздумья над путями современного общества остановили внимание еще в начальных произведениях. А вслед пойдут "Воздушный корабль", "И скучно и грустно", "Мцыри". Не оставляет никакого сомнения, что всесторонне был обдуман выбор первого произведения, открывающего книгу, - "Песня про купца Калашникова». Напечатанная впервые в "Литературных прибавлениях к "Русскому инвалиду" за 1838 год, поэма Лермонтова сразу обратила на себя внимание. "... Это произведение,- писал позже Белинский,- сделало известным имя автора, хотя оно явилось и без подписи этого имени. Спрашивали: кто такой безымянный поэт? кто такой Лермонтов? писал ли он что-нибудь, кроме этой поэмы?" (В.Г.Белинский, Полн. собр. соч.; т.4, изд-во АН СССР, М.1954г., стр. .504Далее Белинский цитируется по этому изданию.) Помещение поэмы на открытие было как бы ответом на эти вопросы. Оно устанавливало тождество его автора с Лермонтовым, которого знали по "Отечественным запискам" и "Современнику". Затем читатель мог проследить развитие творческой мысли поэта от первого заинтересовавшего его произведение к следующему. Он мог, наконец, охватить их в живом единстве. Выбор должен был определяться и тем значением, которое придавал Лермонтов нравственно-исторической проблеме, поставленной им в поэме. В "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" Лермонтов выступает перед нами как народный поэт. И он сознательно открывает первую книгу этим произведением. Знаменательно, что следующим стихотворением в книге является "Бородино". Оно так же глубоко национально, как и "Песня...", но раскрывая проблему с другой стороны. В "Песне..." Россия и русские показаны в центростремительном движении - все лучи извне собираются в одном средоточии. Кремль, Москва-река, Лобное место - вот где разыгрываются акты русской трагедии. Два полюса народной жизни сдвигаются с мест, и приходит соприкосновение - катастрофа. И опять все приходит в грозное равновесие. Все здесь стянуто к центру - события, действия, лица. Русское общество дано изнутри во всей своей самобытной противоречивости. В "Бородине" - это Россия перед лицом врага: Москва "Песни про купца Калашникова" защищается всем народом, сплотившимся перед лицом внешней опасности. Прочитанные сразу вслед за "Песней...", эти стихи производят совершенно неожиданное впечатление. Мне показалось, что во время своего смертного боя Кирибеевич и Калашников услышали набат тревоги и, разойдясь, пошли навстречу общему противнику. Политические и общественные интересы начинают глубоко проникать в духовный мир Лермонтова. Для понимания этого мира огромное значение имеет его знаменитая "Дума"(1838 год). "Дума" - это общественно-философское раздумье и вместе с тем обвинительный акт, предъявленный современности. Элегия здесь все время переходит в сатиру, каждая строка не только горькая констатация факта, но и обличение. Элегией эти стихи можно называть лишь весьма условно - здесь налицо решительная революция жанра. Характерная для элегии спокойная грусть превращается в гневный сарказм, лирическое раздумье переходит в резкое обвинение. Сама динамика мысли, отражающаяся в движении стиха, имеет мало общего с элегическими размышлениями. Лермонтов в это время перестает находить удовлетворение в самоисповеди, он ощущает необходимость вывести свои сокровенные переживания на простор широких обобщений. Теперь уже не собственная судьба становится в средоточии его внимания, но судьба всего поколения. Известно, что многие его стихи имеют свои прообразы в ранних, а иногда и близлежащих стихах. Поэт как бы несколько раз подступает к теме, рассматривая ее с разных сторон, прежде чем охватить ее во всем объеме. Так, не сразу подошел он и к "Думе". Незадолго перед тем он написал стихи "Гляжу на будущность с боязнью..."(1838 год). В них он продолжает мысли юношеских лет, обретающие сейчас зрелое воплощение. Это превосходные стихи, но проходит год, и Лермонтов прозревает еще больше. Теперь он переосмысляет их в "Думе". Попробуем сравнить стихи. Первые из них - это еще разговор с самим собою: Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской И, как преступник перед казнью, Ищу кругом души родной; Придет ли вестник избавленья Открыть мне жизни назначенья, Цель упований и страстей, Поведать - что мне бог готовил, Зачем так горько прекословил Надеждам юности моей. Теперь посмотрим, как развертывается строка "Гляжу на будущность с боязнью" в трагическую думу всего поколения: Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее - иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. Вдумаемся, какое толкование, какое разрешение получает вторая строка ("Гляжу на прошлое с тоской"): Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов и поздним их умом, И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, Как пир на празднике чужом. Читаем дальше начало второй строфы первого стихотворения: Земле я отдал дань земную Любви, надежд, добра и зла... И сразу возникают в памяти "алмазной крепости" строки: К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы Перед опасностью позорно малодушны И перед властию - презренные рабы. Какая горечь наполняет эти строки! Ведь не о физическом малодушии говорит Лермонтов. Много храбрых людей среди молодежи, но и отвага-то их растрачивается впустую. Кто из них способен на подвиг декабристов? Власть превратила их в рабов, и сам понятия родины и чести по-рабски извращены ими. И не сочувствие, а презрение вызывают к себе эти духовные рабы, не сознающие своего рабства и находящие удовлетворение в своем унизительном существовании. Страшные строки, и нужно было много выстрадать и многое понять, прежде чем написать их. Бросая жестокие обвинения своему поколению, Лермонтов воспринимал его как промежуточное, которому уже дано понять, но не дано свершить. Ранний и тощий плод, лишенный животворных соков, - вот что представляют собой люди междувременья. Кругом них уже по-юношески зацветает белый сад новых надежд и чаяний. Это дружное цветение принесет свои плоды. Но ранний плод к тому времени давно сорвется с ветви. И все же цветенье уже началось - пусть сбивают цветы ранние морозы, пусть белизна их мешается с изморозью, они выживут. Зеленая завязь превратится потом в жаркий румянец плодов - далекие внуки их увидят. Лермонтов с беспощадностью хирурга разнимает по частям пороки своего века. Белинский воспринимал эти стихи как сатиру в подлинном и великом ее значении. Он увидел в ней "грозу духа, оскорбленного позором общества". Но вот и нож хирурга отбрасывается в сторону, все до боли становится ясно - болезнь неизлечима, и глухой стон скорби и негодования вырывается из груди Лермонтова: Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда. И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрительным стихом, Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся отцом. Такие стихи, бесстрашно срывавшие повязки с язв и ран общества, такой крик человека в глухой ночи действительности, крик отчаяния и гнева не мог не найти отзвука. "И кто же из людей нового поколения не найдет в нем разгадки собственного умения, душевной апатии, пустоты внутренней и не откликнется на него своим воплем, своим стоном?" - так писал Белинский. "Дума" играет огромную роль в истории развития русской мысли. Трагический голос поколения звучит в стихотворении "И скучно и грустно" (1840г.) Перед нами встает человек из "толпы угрюмой", живущий в годы тяжкого безвременья. Страшная духовная разобщенность с другими людьми - прямое следствие тех условий, в которые он попал по вине века. Стихотворение поражает нас своей печальной безысходностью. Между двумя стихотворениями много общего, их соединяет один нерв, объединяет одно ощущение. По сути, каждая строка "И скучно и грустно" - это подтверждение и дальнейшее углубление мыслей "Думы". Представление о жизни как "о ровном пути без цели" рождает ощущение бесполезности желаний - "что пользы напрасно и вечно желать?". Строка "И ненавидим мы, и любим мы случайно" логически приводят к горькому выводу: "На время - не стоит труда, а вечно любить невозможно". Жестокая констатация: И к гробу мы спешим без счастья и без славы, Глядя насмешливо назад... - перекликается с желчными строками: В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа: И радость, и муки, и все там ничтожно... Печально перекликаются строки "Думы" о поколении, которое пройдет над миром без шума и следа", - Не бросивши веками ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда,- с заключительными строками "И скучно и грустно", где вся эта бесцельная и никчёмная жизнь оценивается как "пустая и глупая шутка" Такие соответствия можно найти в каждой строке - общие идей "Думы" получают здесь завершающее выражение. Стих и "Скучно и грустно" окончательно теряет черты элегичности, он предельно обнажен, и его жестокой наготе не нужны покровы смягчающей грусти. Это человека, взглянувшего в глаза горькой правде, и самообвинение в нем вырастает в обвинительный вердикт всему обществу. Мотивы "Думы", "И скучно и грустно", их настроения близки к тональности другого стихотворения, включенного Лермонтовым в книгу, - "Как часто пестрою толпою окружен...". Оно написано после маскарадного бала в Благородном собрании, состоявшегося по новый 1840 год. Встретившийся с Лермонтовым на этом балу И. С. Тургенев вспоминает: "...Ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча, слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда не почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества. Быть может, ему приходили в голову те стихи: Когда касаются холодных рук моих С небрежной смелостью красавиц городских Давно бестрепетные руки..." Как известно, этот бал закончился для Лермонтова трагически. Он позволил себе вольную выходку по отношению к великой княгине Марии Николаевне. Придрались к дуэли Лермонтова с сыном французского посланника Эрнестом де Барантом, и по высочайшему повелению в марте 1840 года поэт был выслан на Кавказ. Стихотворение "Памяти А. И. Одоевского" непосредственно предшествует в сборнике стихам "Как часто пестрою толпою окружен..." Одоевский, памяти которого посвящены стихи, незадолго перед этим скончался на Кавказе от злокачественной лихорадки. Лермонтов был глубоко опечален этой утратой. Одоевский раздел после восстания участь своих товарищей. Он был приговорен к каторге, отбыл ее в Забайкалье, потом был переведен на Кавказ, где с нм и познакомился Лермонтов. Несмотря на разницу лет, они, служа в одном полку, быстро и близко сошлись. Одоевский стал для Лермонтова эталоном нравственной чистоты и благородства. В нем он видел одного из последних представителей "стаи славных", которую рассеяла декабрьская картечь. В Одоевском он черпал силы для утверждения своей нравственной позиции. Стихи "Памяти А.И. Одоевского" кажутся раздумьем, в котором заключены "и поэзия, и мучение, и сила". Он был рожден для них, для тех надежд, Поэзии и счастья... Но, безумный- Из детских рано вырвался одежд И сердце бросил в море жизни шумной, И свет не пощадил - и бог не спас! Здесь перед нами вырастает духовный портрет человека, близкого Лермонтову. Нота щемящего сожаления пронизывает строки Этот мотив характерен для лермонтовских стихов - трагедия погубленных возможностей остро ощущалась поэтом. Лермонтов, пристально всматриваясь в окружающее его общество, не находил людей, способных вывести Россию из тупика. Нравственную опору своему протесту он ищет в народе - в его мыслях, чувствах, верованиях. Так рождается его "Бородино". В "Бородине" впервые в русской поэзии историческое событие было увидено глазами самого народа, Бородинская битва пережита и осмыслена рядовым и главным ее участником- русским солдатом, от имени которого говорит Лермонтов. Органично входят в поэтическую речь народные прибаутки, разговорные словечки, яркие прозаизмы. Это живой язык солдатской среды, перенятый и воспроизведенный Лермонтовым. "Бородино"- глубоко русское произведение. В нем Лермонтов воскрешает великие понятия родины и народа, чести и славы в их первоначальном значении. Мы всегда останемся благодарными поэту за то, что в скорбные дни национальной трагедии, когда пол-России топтали немецкие сапоги, его строки будили в нас чувство веры в себя, сыновей великого гордого народа. У всех нас эти дни на памяти - тогда все войска повторяли крылатые строки: "Ребята! не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой... Проблемы искусства, мысли о назначении поэта тревожили Лермонтова еще в юношеские годы. Богато одаренный от природы, он увлекался живописью и музыкой, но первенствующее место в его воображении всегда занимала поэзия. Уже в стихах 1830 года тема творчества у него соединяется с резко выраженными общественными мотивами. Начиная с 1836 года тема поэзии получает в творчестве Лермонтова новое звучание. Он создает целый цикл стихов, в которых высказывает свое поэтическое кредо, свою идейно-художественную программу. Это "Кинжал" (1838г.), "Поэт" (1838), "Не верь себе" (1839), "Журналист, читатель и писатель" (1840), "Пророк" (1841). Об элегии "Не верь себе" Белинский писал: "В нем поэт решает тайну истинного вдохновения, открывая источник ложного". Лермонтов выступает здесь против психологии поэта избранного, парящего высоко над толпой. У Лермонтова уже толпа говорит поэту: "Какое дело нам, страдал ты или нет?". Ведь и у толпы свои страданья, своя трагическая, правда. А между тем из них едва ли есть один, Тяжелой пыткой не измятый, До преждевременных добравшийся морщин Без преступленья иль утраты! В стихотворении "Журналист, читатель и писатель" ведется разговор трех людей, представляющих основные движущие силы литературы того времени. Он начинается после слов журналиста, в которых отражено ходячее, пошлое представление о поэтах как беззаботных служителях муз, поющих в уединении свою "сладостную песнь". Поэт в лермонтовском стихотворении задает вопрос: О чем писать? Восток и юг Давно описаны, воспеты; Толпу ругали все поэты, Хвалили все семейный круг; Все в небеса неслись душою, Взывали, с тайною мольбою К НН неведомой красе,- И страшно надоели все. По справедливому замечанию литературоведов, центральной фигурой стихотворения "Журналист, читатель и писатель", отражающей точку зрения Лермонтова, следует считать читателя, требующего от поэзии правды и силы. Лермонтов считал, что нужна поэзия, вскрывающая язвы общества, обличающая его пороки, но на собственном опыте знал, что такие стихи приносят только беды. Стихотворение "Поэт" он не включил в свой сборник, но оно настолько тесно примыкает к двум только что прочитанным стихотворением, что нельзя его миновать. В нем ставится вопрос о месте поэта в жизни и о героической поэзии. С железной последовательностью развивается главенствующая мысль стихотворения. В ней звучит мотив, с которым мы встречались уже в "Бородине", но на этот раз уже в применении к творчеству. Бывало, мерный звук твоих могучих слов Воспламенял бойца для битвы; Он нужен был толпе, как чаша для пиров, Как фимиам в часы молитвы. Твой стих, как божий дух, носился над толпой; И, отзыв мыслей благородных, Звучал, как колокол на башне вечевой Во дни торжеств и бед народных. "Молитва" - шедевр любовной лирики Лермонтова. В стихах дышит такая благоговейная любовь, что они по праву могут быть названы гимном чистоте, нежности, душевной красоте. Срок ли приблизится часу прощальному В утро ли шумной, в ночь ли безгласную Ты восприять пошли к ложу печальному Лучшего ангела душу прекрасную. "Молитва"- совершенные стихи с начала до конца, но есть в них строка, являющаяся кульминационной, - это очень простая антитеза; "Теплой заступнице мира холодного". Казалось бы, она не могла сама по себе оставить такой глубокий след в памяти множества людей. Но суть в том, что эта антитеза обладает огромной убеждающей силой. Она вобрала в себя эмоциональную мощь долгих переживаний и раздумий поэта, слова эти не случайные, а итоговые, за ними встает все творчество Лермонтова, вся его трагическая философия, и поэтому воздействие ее на нас огромно. Какова природа чудесного у Лермонтова? Где искать истоки "Русалки", "Даров Терека", "Тамары", "Демона" и многих других его произведений, глубоко разнящихся одно от другого и в то же время близких между собой по какому-то неуловимому родству? Известно, что любой фантастический образ, в конечном счете, имеют в виду определенные жизненные реалии. Видимо, здесь дело в том, что фантастический образ, по сути своей, многопланов, он предполагает различные толкования, и читательский домысел всегда сопровождает авторский вымысел. Фантастическое у Лермонтова - от ощущения трагедийного несовершенства всего сущего. Человек отверг красоту, но и красота не может существовать без человека. Томится русалка, неистовствует Демон, просит о любви синие очи морской царевны. Напрасно - преграда непроницаема. Трагична отверженная красота. Но человек глух к ее призывам. В "Морской царевне" чудо манит человека в свою стихию. Оно не желает ему зла, напротив... Но человек знает, чем грозит ему это страшное счастье. И он решается обманом завлечь чудо к себе на землю. Жестокие минуты ждут царевича - нельзя было разрушать хрустальную стену. Фантастическое трагично у Лермонтова, как трагично все его мироощущение, сложившееся в тяжкую для России пору. Но оно прекрасно в своей трагичности, и волшебство созданных поэтом образов до сих пор властно и необозримо зачаровывает нас. Но есть у Лермонтова другие произведения, где фантастическое выступает в другом облике. Истоки его в таких стихотворениях, как, например, "Дары Терека" и "Спор", совершенно иные, чем в "Русалке" и "Морской царевне". В них мы имеем дело, если можно так сказать, не с неким поэтическим антимиром, а с вполне реальным и достоверным, отраженным в поэтических образах. Здесь тот же дух и те же художественные приемы, что и в народном творчестве. Лермонтовские стихи по отношению к фольклору - даже не ветвь от ствола, а второй ствол от одного корня. В "Дарах Терека" прежде всего, захватывает размах воображения - вот что может увидеть поэт, в мутной бесчинствующей реке. Краски мрачны, сюжет еще мрачнее, а как-то свободно делается на душе и размашисто становится сердцу, когда перечитываешь такие стихи. В них есть что-то бесовское, один старик Каспий чего стоит: И старик во блеске власти Встал, могучий, как гроза, И оделись влагой страсти Темно-синие глаза. Стихи эти действительно второй ствол от одного корня. Фольклорный образ при всей своей титанической силе и огромной выразительности никогда не достигает той степени индивидуализации героя, которая свойственна литературе. Что же касается описаний, то их, как правило, в песне, сказке, былине не так много, полную картину дает лишь весь эпос в целом. Поэтика эпоса очень стойка, постоянство эпитетов соблюдается неуклонно, определения прочно прикрепляются к лицу или предмету. Терема всегда златоверхие, степь широкая или чистая, дружина - хоробрая, удаль - богатырская. Народный эпос складывается в течение веков и выработал свои четко очерченные формы, редко поддающиеся изменениям. И если говорить о преемственности фольклорных традиций в связи с творчеством Лермонтова, то, конечно, нужно иметь в виду не столько следование им, сколько поэтическое их переосмысление и развитие. Среди последних стихов Лермонтова есть такие, которые тесным образом связаны с биографией поэта. К их числу относится "Пленный рыцарь"(1840) - стихотворение как бы завершающее цикл Лермонтова ("Узник", "Сосед", "Соседка"), где сталкиваются в трагическом противоречии понятия свободы и неволи. Лермонтов сам на себе испытал, что значит для человека утрата свободы, и эта тема властно вошла в его творчество. Знаменитыми "Тучами" (1840) Лермонтов заключил свой сборник, от начала и до конца пронизанный жаждой свободы. Они связаны с биографическим фактом и написаны перед отъездом Лермонтова на Кавказ. По этим стихам читатель легко мог догадаться о тяжелой перемене в жизни поэта. Это символическое стихотворение, и в нем отразилась вся его горькая судьба. Обращаясь к "небесным странникам", он говорит: Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную. Никакими человеческими чувствами не волнуемы, никаким людским решениям неподвластны, движутся тучи в неведомую даль и лишь в этом своем движении повторяют мятежную участь поэта. Вздохом, наполненным болью, звучат последние строки стихотворения: Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания. До отчаяния хочется им позавидовать, но что поэту их холодная свобода? Всеми душевными нитями он связан с родиной и, направляясь в изгнания, мучительно ощущает постигшую его несправедливость. В 1841 году новое изгнание вызывает у Лермонтова одно из его самых сильных политических стихотворений "Прощай, немытая Россия...". Лермонтов уезжал на Кавказ в угрюмом настроении. Он чувствовал, что его посылают на верную гибель. Гнев, ярость, презрение владели его рукой, когда он писал знаменитые строки: Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ. Быть может, за стеной Кавказа Сокроюсь от твоих пашей, От их всевидящего глаза, От их всеслышащих ушей. Эти стихи - эпитафия всей николаевской России. Так и видишь поэта, садящегося в дорожную повозку и через плечо кидающего самодержавному Петербургу эти слова, звучащие, как пощечина. Одной из вершин лермонтовской лирики является его "Родина" (1841). Лермонтов вносит в понятие родины совсем новый, несвойственный его времени, смысл. В "Родине" поэт отвергает идею самодержавной государственности в ее казенном истолковании. В стихотворении "Прощай, немытая Россия..." эта идея встает в страшном облике современной поэту "страны рабов, страны господ", застывший под "всевидящим оком" царизма. К рассудочным восприятиям Лермонтов относит, прежде всего, казенную идею самодержавной государственности и все, что с ней связано: "славу, купленную кровью", утвержденный порядок, официальную историю. Не задумываясь над формами, в которые отлилось существование России в итоге многовекового процесса, она живет собственной простой и глубокой жизнью. Эту жизнь уже нельзя разъять на составные части, как можно разъять жизнь рассудочную. Она неразрывна с природой, которая вскормила ее и которую она, в свою очередь наполнила собой: Но я люблю - за что, не знаю сам- Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям; Проселочным путем люблю скакать в телеге И, взором медленным пронзая ночи тень, Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, Дрожащие огни печальных деревень... Она, эта жизнь, влечет к себе своим непритязательным очарованием. Эта естественная жизнь народа, Это лермонтовское представление об отчизне было не только противоположно, но враждебно губительной идее, одетой в "голубой мундир" николаевских наемников. И поэт возненавидел ее, эту идею, всеми силами души. Ненависть, кипящая в строках "Прощай, немытая Россия…», - прямое следствие истинной любви к своему народу, которой проникнута "Родина". Перечитывая первый сборник Лермонтова, все время удивляешься широте охвата жизни, поражаешься богатству исторических и философских проблем, Все важнейшие области в стихосложении были пытливо обследованы задолго до Лермонтова. Но, вступая в эти изученные до него края, он каждый раз разыскивает новые пути, которые уводят его далеко за границы известного. Давно говорили о "муках слова". Вернее говорить о муках мысли, ищущей себе единственно верное воплощение. И здесь первое ее могучее подспорье- ритм. Найден ритм - появятся слова. У Лермонтова глубинное ощущение ритма. Он его воспринимает, кажется, каким-то специально для него созданным органом слуха, относящимся к человеческому уху. Заключение Лермонтов не стал бы великим поэтом, если бы он свой могучий, почти неестественный дар замкнул в самом себе. Он очень рано, ещё в отроческие годы, проникся мыслию о гражданственном назначении поэзии. Свидетельство тому его стихи об июльских днях в Париже, которые даже в наше время выглядят революционными. До сих пор отказываемся мириться с тем, что так вот, дико и нелепо оборвалось на полуслове его творчество, замолк его неповторимый голос. Ему было лишь 27 лет ... Да и 27 ему не было, только бы в октябре исполнилось. Двадцать шесть лет!.. Но всё ровно Лермонтов живёт среди нас. Это действительно так, и от того, что эти слова тысячи раз были повторены, они не перестают оставаться верными. Каждый заново для себя открывает Лермонтова. Гений его настолько и всеобъемлющ, и многосторонен, что эти открытия будут продолжаться без конца. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА С. Наровчатов - Лирика Лермонтова Издательство "Художественная литература" Москва 1970г. В.Г.Белинский, Стихотворения М. Лермонтова, Полн. собр. соч., т.4 и т.6,Изд-во АН СССР, М.1954и 1955. Н. Л.Бродский, М.Ю. Лермонтов. Биография, Гослитиздат, М.1945. В. Мануйлов, Летопись жизни и творчества- В книге: М.Ю. Лермонтов, Сочинения в 6-ти томах, т.6,Изд-во АН СССР, МЛ 957. Б.М.Эйхенбаум, Статьи о Лермонтове, Изд-во АН СССР, М.-Л.1961. Ираклий Андроников, Несколько слов о поэзии Лермонтова. – В книге: М.Ю.Лермонтов, Лирика, "Художественная литература", М. 1963. Ираклий Андроников, Статьи "Бородино” и "Судьба Лермонтова". - В книге: “ Лермонтов. Исследования и находки" /''Художественная литература", М. 1964. |