Постановка темы "Литературное краеведение как одна из форм внеклассной и внешкольной работы по литературе" |
Постановка темы "Литературное краеведение как одна из форм внеклассной и внешкольной работы по литературе" актуальна и современна в наши дни, т.к. образовательное и воспитательное значение курса литературы в школе не проявится в полной мере без литературного краеведения, которое позволит школьникам глубже осмыслить и личность писателя, и его творчество.
Литературное краеведение дает изучающим материал, которого они не найдут в произведениях, изучаемых по программе. Разумеется, при условии, что в отборе" краеведческого" произведения учитель руководствуется одним критерием - оно должно быть художественным. Брянского читателя, например, глубоко тронет " Истинное повествование" Г. Добрынина, который, прожив первые двадцать пять лет своей жизни в Севске, в " пятистах верстах от Москвы" в 18 веке, не только станет одним из образованнейших людей своего времени, но и осознает ценность своей личности. Мемуары Добрынина начинаются поразительными словами: " Нет, думаю, ни одного человека из могущих мыслить, которому бы не приходила когда-нибудь мысль: кто я? где? откуда я пришел? что вижу я? и куда пойду? и тому подобные задачи". Проблема смысла жизни, выдвинутая Добрыниным в 18 в. станет одной из основных тем нашей литературы. Литературно-краеведческие материалы не только приобщают нас к культуре и истории родного края, к миру чувств и мыслей его замечательных людей, но помогают по-новому осветить некоторые моменты творчества писателей и глубже осмыслить процесс развития всей русской литературы. Литературное краеведение в школе имеет, прежде всего, образовательные и воспитательные цели и задачи - открыть учащимся прекрасное в окружающем их мире - в людях и природе родного края, пробудить у них чувство любви к " малой родине". Выпускник средней школы не может не знать наиболее значительных художественных произведений, созданных писателями-земляками. Он шире, чем предусмотрено программой, узнает творчество великих художников, связанных с Брянским краем. Когда я стала заниматься краеведением в 1997 году, то неожиданно для себя обнаружила, что краеведение долгое время оставалось на периферии " большой науки". Недооценка его роли проявляется даже в конце 1980-х годов, свое подлинное значение краеведение обретает только в девяностые годы, когда любое явление литературы и культуры можно изучать объективно, без идеологических догм. В эти годы появляются очерки В.В. Скидана" Брянская тропинка к Пушкину" (1991 г), три книги В.П. Парыгина " Из глубины веков" (1993), "Из противоречий сотканный талант" - в соавторстве с В.П.Алексеевым (1994),"Реабилитирован посмертно" (1920-1930гг)-1Э94,в1994 году выходит кн. Стафеева" под краснорогским небом". С 1994 года в Брянске выходит литературно-художественный журнал "Десна" Оживлению литературного краеведения Брянщины в последние голы много способствовал критик, журналист Е.В. Потупов: его стараниями печатаются не использовавшиеся ранее литературные материалы, обсуждаются проблемы краеведения, публикуются статьи о творчестве поэтов и писателей Брянщины. К сожалению, Брянск так и не стал центром изучения ни творчества Тютчева, ни творчества А.К.Толстого. Мы до сих пор не имеем ни библиографического указателя по литературному краеведению, ни хрестоматии "Родной край в литературе" Хотя другие города, например, Орел, Тула, стали центром изучения творчества своих писателей - земляков, в частности, изучение творчества И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого. Произведения многих писателей, связанных с нашим краем еще предстоит выявить - провести сложные, длительные, трудные, вместе с тем увлекательные разыскания. Формы и методы литературно-краеведческой работы в средней школе разнообразны. Используется урок литературы при изучения, например, "Слова о полку Игореве" выясняется его связь с нашим краем, отдельные уроки выделяются на изучение поэзии Тютчева и Толстого. Кружок "Родной край в литературе" позволяет не только .изучать литературно-краеведческий материал, но и силами наиболее подготовленных Учащихся проводить определенную поисковую работу. Самое верное средство прикоснуться к поэту своим сердцем - посетить его родину, воспринять ландшафт, краски, звуки, которые вызывали у него вдохновение, увидеть рядом с собой окружающие его предметы. Чтобы экскурсия обогатила учащихся неповторимыми впечатлениями, ее нужно подготовить: не только разработать программу и маршрут похода, но и настроить учащихся на активное чтение доступных им книг о поэте и его произведении. Заученные школьниками стихотворения зазвучат во время экскурсий и помогут воспринимать окружающее глазами, слухом и языком поэта. Яркое впечатление может оставить у учащихся и участие в проводимых ежегодно праздниках поэзии в Овстуге и Красном Роге. Во внеклассной работе используются также читательские конференции на краеведческие темы, просмотр в областном театре и обсуждение спектакля по произведениям А.К.Толстого, конкурсы на лучшую творческую работу краеведческого характера, проведение вечеров, посвященных творчеству Тютчева и Толстого. Литературно-краеведческая работа позволит оформить в школе литературную карту родного края или выставку " Литературная Брянщина". |